Рефераты по Физике

Электричество и человек

Страница 6

Значительно позже проводились опыты по установлению общих физиологических действиях тока на людей самых различных возрастов. При этом было обнаружено различие между слуховыми ощущениями, возникающими у здоровых и глухих людей. Особенно была отмечена зависимость ощущений от расположения электродов, размеров их поверхностей, полярности подключения.

Например, если основным электродом служил катод, расположенный в ушной раковине, то при замыкании цепи появлялось ощущение как бы звукового удара, иначе при другой полярности включения – при размыкании.

Новым методом, давшим данные для раздумий, в первую очередь биофизикам, оказался метод, основанный на использовании емкостного разряда. Этот метод обогатил науку сведениями о влиянии пороговых значений амплитуды и времени разряда на длительность и интенсивность слуховой реакции. Многочисленные эксперименты позволили количественно оценить параметры, характеризующие слуховые ощущения: время действия раздражителя – тока, его плотность, продолжительность реакции при применении переменного тока, амплитуду тока.

Большее значение в понимании механизма слуховых ощущений приобрели результаты исследования, при котором использовались токи различных частот, что позволило установить появление музыкального ощущения, которое наблюдалось при применении тока с частотой 1000 Гц и в переходных режимах во время разряда конденсатора большой емкости. Определение частоты тока, при которой появляются слуховые ощущения, проводилось в сравнении с ощущением звука камертона, настроенного на определенную частоту. Обобщение полученных результатов значительно расширило представление о механизме слухового восприятия. Было установлено, что только тонкие волокна слухового нерва являются структурами, раздражение которых токами различной частоты вызывает слуховые ощущения в виде звука музыкальной тональности, громкости звука, словом, только для них характерно дифференцированное восприятие электрического раздражителя, полностью отсутствующее у людей, страдающих потерей слуха.

Согласно теории передачи информации по нервам, можно представить, что частотное различие ощущения звука, адекватное частотному различию электрического тока, комплексом электрических импульсов, определяемых функциональным состоянием сохранившихся слуховых нервных волокон. Причем спектр импульсов передает спектральную плотность раздражения мозгу. Все это является обоснованием идеи о восстановлении частичного дифференцированного звукового восприятия у людей с полной или частичной потерей слуха.

Слуховую систему можно рассматривать как крайне сложную информационно-измерительную систему, попадающую под определение нового, современного направления – информатики. Все, что характеризует информатику, присуще слуховой системе, а именно первичные преобразователи информации, алгоритм ее обработки, программное обеспечение и анализ ее. В изучении каждой из этих частей системы имеются свои достижения. В слуховой системе обработка информации происходит одновременно на всех ее структурных уровнях, начиная с первичных преобразователей. Пиковыми являются первичная рецепторная система и ствол центральной нервной системы.

Характерно, что с точки зрения электротехники слуховая система, ее отделы при изучении реакции на действие электрического тока относятся системам с активными элементами –источниками. Ими являются источники биопотенциалов, возникающих в процессе жизнедеятельности. Происходит своеобразная, только биопотенциалам присущая суперпозиция – наложение на биотоки токов от внешних источников и совмещение с ними.

Проводимость слуховой системы, ее отделов, по-видимому, различна. В отдельных частях ее может преобладать электронно-ионная проводимость, в иных – полупроводниковая и, наконец, в некоторых ионная.

Прошло столетие, пока первые разрозненные сведения о возможности связать в единую систему звуковые и механические явления стали бесспорными. Слух – это восприятие организмом звуковых колебаний среды, причем это особая реакция, выражающаяся в сложном преобразовании первичной звуковой информации в нервную (электрическую) пульсацию, которая и вызывает слуховые ощущения.

Слуховой анализатор включает в себя ухо, слуховые центры разных отделов мозга, через которые проходит слуховой путь, и слуховую область височных отделов коры больших полушарий.

Ухо состоит из трех основных отделов: наружное (раковина), среднее и внутреннее. В слуховой части внутреннего уха расположен основной его орган, называемый кортиевым, в котором при действии звуковых колебаний на волокна с определенной собственной частотой колебания осуществляется возбуждение слухового нерва посредством появления электрических импульсов, выражающееся в возникновении импульсной активности. Заканчивается в коре больших полушарий, без участия которых невозможен анализ звука, смысловое распознавание речи. Сейчас уже доказано с помощью специальных наблюдений за структурой улитки, что первичный анализ, осуществляемый в улитке является наиболее грубым, а декодирование нервной пульсации происходит постепенно в каждом отделе слухового пути.

Таким образом, при воздействии звуковой волны на волокна нарушается передача энергии в клетках-преобразователях и происходит передача энергетического импульса в нервные волокна. Значит, при воздействии на эти же клетки электрическим током, промодулированном по мощности и частоте пачкой импульсов, возможен своеобразный искусственный переход клеток-преобразователей из пассивного состояния в активное и, как следствие, выдача импульсов в слуховой нерв. Это представляет собой очень важное свойство для людей, страдающих полной или частичной потерей слуха, т.е. дает возможность эффективного протезирования.

Зрение

Как свидетельствуют учебники по биологии, человек получает 98% информации от органа зрения. Что же он собой представляет? Физиология второй половины 20 века четко формулирует: «Глаз – это часть мозга, выдвинутая на периферию». Но где же заканчивается мозг и где начинается периферия? Для того чтобы ответить на этот вопрос понадобилось немало опытов и экспериментов. Глаз сам по себе – это очень сложная оптико-физиологическая система. Не буду останавливаться на строении глаза, так как это являлось предметом изучения школьной программы. Поэтому сразу перейду к описанию особенностей функций, выполняемых органом зрения.

Перейти на страницу:  1  2  3  4  5  6  7  8  9  10