Создание первого электродвигателя
Выводы были правильными, но только для толстых железных стержней и для слабых токов, т. е. для областей, весьма далеких от области насыщения. Это обстоятельство и дало возможность сделать им правильное заключение о пропорциональности магнитного потока и намагничивающего электрического тока. Такая пропорциональность действительно существует в достаточно широких границах, и поэтому она применима во многих практических случаях. Позднее наукой было установлено, что для тонких железных стержней и для сильных намагничивающих токов намагничивание очень быстро перестает быть пропорциональным силе тока. Впервые зависимость намагничивания мягкого железа от напряженности магнитного поля была исследована в 1872 г. русским физиком А. Г. Столетовым в его докторской диссертации, носившей название «Исследование о функции намагничивания мягкого железа». Эта работа и послужила в дальнейшем основой для разработки расчетов электрических машин.
Установленные Ленцем и Якоби закономерности позволяли правильно определить число пар в батарее и конструкцию обмотки электромагнита для получения максимального намагничивания железных стержней электромагнита. При этом обязательно должно было соблюдаться равенство внутреннего и внешнего сопротивления цепи. Это существенно облегчало выбор рациональной конструкции электромагнитов, что имело важное значение для дальнейшего развития электромашиностроения. Были исследованы многие частные случаи получения максимального намагничивания железных стержней. Этого можно достигнуть, писали ученые,
«бесчисленным множеством способов, если толщину проволоки выбирать в определенном соотношении с устройством цепи; но каким бы способом мы ни достигли этого максимума, расход цинка за определенное время в точности одинаков». Этот важный вывод давал возможность правильно учитывать энергетическую сторону в работе с электромагнитами.
Ценные исследования были проведены Ленцем и Якоби и по изучению зависимости «магнетизма» от размеров железных стержней, их длины и диаметра. Учеными были получены самые точные результаты, каких могла добиться наука того времени. Оценивая эти результаты в 1875 г., русский академик Г. И. Вильд писал: «Исследования обоих ученых по этому вопросу (т. е. по изучению электромагнитов ) могут быть названы образцовыми, а результаты их до сих пор остаются главными законами электромагнитов, несмотря на некоторые добавления и небольшие изменения, внесенные в них усовершенствованием инструментов и методов».
Полученные результаты в изучении электродвигателей Якоби изложил в работах «О принципах электромагнитных машин» (1840) и «О теории электромагнитных машин» (1850).
В своих изысканиях Якоби исходил прежде всего из особенностей конструкции своего двигателя, хотя и подчеркивал, что полученные им результаты приложимы к электромагнитному двигателю любой конструкции. Прежде всего он изучил параметры электродвигателя, которые, по его убеждению, определяли действие электрических машин и были наиболее важными для их характеристики. Такими параметрами он считал: скорость вращения ротора, величину действующих электромагнитных сил, мощность машин и, главное, их коэффициент полезного действия, или, как он писал, их «экономический эффект». Очень важно отметить, что при анализе работы электрических машин Якоби исходил из передовых научных представлений, т. е. из закона сохранения энергии, закона электромагнитной индукции, закона Ома и из установленных им совместно с Ленцем закономерностей для электромагнитов. Его труды были первой попыткой теоретического анализа работы электрического двигателя. Ученый писал их в то время, когда еще не были изучены процессы, происходящие во вращающихся двигателях, когда ученые ничего не знали о существовании петель гистерезиса и когда совсем не были изучены свойства ферромагнитных материалов. Поэтому совершенно не случайно формулы, выведенные Якоби для тормозного режима двигателя, не учитывали процессов, происходящих во вращающемся двигателе. Правда, ученый понимал, что сила притяжения электромагнитов при движении машин не оставалась постоянной и что при изменении направления тока в обмотке электромагнитов намагничивание сердечника происходило не мгновенно. А это означало, что «магнетизм» не сразу достигал своего максимального значения.
Не зная магнитных характеристик железа, Якоби не мог понять причину такого несоответствия, хотя и предполагал, что это явление связано с особенностями поведения железного сердечника в магнитном поле. Он руководствовался законом пропорциональности между силой тока и намагничиванием железа. Но для областей, близких к насыщению железа, этот закон не мог быть применен. Поэтому и получалось расхождение вычисленных и опытных данных.
Ценные расчеты были проведены им и по определению мощности электродвигателя. Пользуясь современными обозначениями (Р - мощность, U - напряжение, R - сопротивление), формулу, по которой Якоби определял мощность электродвигателя, можно записать так:
P=U2/R
Формула имела глубокий энергетический смысл. Она наглядно доказала, что определенная механическая мощность на валу двигателя может быть получена только путем затраты пропорционального количества электрической энергии. В результате исследований по этому вопросу Якоби убедился в ошибочности своего первоначального предположения, сделанного им в 1834 г. Тогда он утверждал, что «новый двигатель не подчинен имевшему до сего времени силу закону пропорциональности между эффектом и затратами». Ему тогда казалось, что «в электрической машине скорость не стоит денег».
После тщательных экспериментальных изысканий Якоби пришел к выводу, что дело обстоит далеко не так. Его иллюзии, как и иллюзии многих ученых и изобретателей относительно даровой механической работы, которую, якобы, можно было получить от электродвигателя, были глубоко ошибочными. Опыт показал, и это Якоби было неопровержимо доказано, что существует прямая пропорциональность между затратами на питание электродвигателя и получаемым от него эффектом. Двигатель, питаемый электрической энергией от гальванической батареи, не может развить большой мощности. Отсюда становилась очевидной задача начать поиски нового источника дешевого электрического тока для питания электродвигателя.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9