Программа развития энергетического комплекса
В зимний период Каратинская малая ГЭС будет иметь 12 часовую зону работы по будним дням недели.
Каратинская малая ГЭС по составу сооружений, конструкции и компоновочным решениям аналогична малой ГЭС на реке Каралазургер.
Строительство малых ГЭС требует определенных финансовых затрат. Но прежде чем вкладывать деньги в строительство, мы должны выявить финансовую эффективность данного проекта.
Исходными данными для определения финансовой эффективности инвестиций в строительство ГЭС являются:
капиталовложения и ежегодные издержки по ГЭС;
доход, получаемый от реализации электроэнергии;
источники и условия финансипования стпоительства.
Капиталовложения в строительство ГЭС определяются на основе договорной цены. При этом должна учитываться проходящая либерализация цен на энергоносители.
Ежегодные издержки по ГЭС состоят из отчислений на реновацию и эксплуатационных расходов, включающих затраты на капитальный и текущий ремонты, расходов на заработную плату эксплуатационного персонала и прочих расходов
Эксплуатационные расходы определены исходя из условий полной автоматизации ГЭС и осуществления ремонтного обслуживания ГЭС сервисными службами энергосистемы.
Доход, получаемый от реализации энергии ГЭС, оценивается произведением тарифа на электроэнергию у потребителя на выработанную ими электроэнергию. При этом учитываются потери в ЛЭП и необходимость отнесения части прибыли от реализации электроэнергии малых ГЭС на сетевые и системные фонды, необходимые для доведения электроэнергии малых ГЭС до потребителя.
По расчетам доход малых ГЭС составит от 4 до 11 тыс. долларов, срок окупаемости до 2-4 года.
Такие экономические показатели должны заинтересовать потенциальных инвесторов.
Возможны следующие источники финансирования строительства малых ГЭС: амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов; инвестиционный фонд; местный бюджет; кредиты коммерческих банков; создание акционерного общества (АО).
Амортизационный фонд по-видимому будет расходоваться на капиталовложения в те объекты, за счет отчислений от фондов которых он формируется (крупные ТЭЦ и ГЭС, электрические и тепловые сети). Мало вероятно, что этот фонд будет расходоваться на финансирование строительства малых ГЭС.
Инвестиционный фонд, который образуется благодаря включению соответствующей статьи в структуры формирования тарифов, теоретически является одним из возможных источников финансирования строительства малых ГЭС. Однако, как отмечалось выше, формирование тарифов является прерогативой правительственных органов, которые, в первую очередь, должны заботиться о социально-экономических последствиях тех или иных решений. Поэтому величина этого фонда, если его создадут, будет сравнительно небольшой, и возможность его использования для финансирования строительства малых ГЭС будет весьма ограниченной.
Финансирование из республиканского бюджета теоретически должно быть ощутимым.
В Федеральной целевой Программе социально-экономического развития Республики Дагестан на период до 2001 года в группу приоритетных инвестиционных проектов, отличающихся высокой коммерческой и бюджетной эффективностью включен также проект ОАО «Дагэнерго» по строительству малых ГЭС. В качестве основных источников средств для реализации Программы указаны:
собственные средства предприятий - 31,45 % средства федерального бюджета - 21,91 % средства республиканского и местных бюджетов - 19,64 % средства отечественных коммерческих банков - 16,49 % средства других внебюджетных источников - 10,5 %
Финансирование из бюджетов всех уровней предусматриваться на безвозвратной основе.
Финансирование малых ГЭС из местного бюджета на современном уровне развития экономики страны, когда требуют первоочередного решения острейшие социальные проблемы, является маловероятным.
Финансирование за счет кредитов коммерческих банков безусловно является одним из возможных путей финансирования строительства малых ГЭС. Но эти инвесторы предоставляют кредиты по очень высокой процентной ставке и большинство из выживших на сегодняшний день коммерческих банков не в состоянии выдавать кредиты сколько ни будь значительного объема.
В этих условиях наиболее реальным путем финансирования является создание акционерного общества по строительству и эксплуатации малых ГЭС.
Отбор первоочередных объектов, предназначенных для финансирования за счет акционерного капитала, производился на основе финансово-экономической эффективности первоочередных малых ГЭС, минимальных сроков возврата капитала, наличия проектной документации, реальных сроков поставки отечественного оборудования. На основании приведенных выше факторов выбраны Хновские малые ГЭС для их финансирования за счет акционерного капитала.
В качестве потенциальных акционеров при строительстве малых ГЭС могут рассматриваться потенциальные потребители энергии малой ГЭС, энергосистемы, коммерческие структуры, физические лица.
Эти инвесторы могут участвовать в финансировании строительства малых ГЭС на акционерных началах с последующим участием в прибыли, получаемой от реализации электроэнергии, производимой на ГЭС, пропорционально вложенным средствам, или за вложенный капитал получать электроэнергию.
В настоящей работе приняты следующая расчетная схема формирования АО Первоначально создается минимальный уставной фонд за счет потенциальных акционеров (см. Табл. 23). Эмиссия акций производится ежегодно на годовой объем строительно-монтажных работ и необходимых
поставок оборудования. Суммарный акционерный капитал принимается достаточным для финансирования примерно 50 % объема затрат на осуществление намечаемой программы строительства малых ГЭС.
Предполагается, что дивиденды выплачиваются ежегодно, начиная с первого года выпуска акций (начала строительства ГЭС), в размере 15 % к номинальной стоимости акций. Откладывание выплаты дивидендов до получения энергетического эффекта, предоставляется нецелесообразным, так как это может снизить заинтересованность потенциальных соучредителей во вкладывание средств в уставной фонд АО.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18