Введение в теплоэнергетику Дальнего Востока
§1. История энергетики Дальнего Востока.
Первенец большой энергетики Дальнего Востока [1].
Во Владивостоке первая электростанция мощностью всего в несколько киловатт была пущена в начале 80-х годов в Мингородке - в районе, где располагались склады минного и другого вооружения военно-морского ведомства,- и использовалась для освещения складов.
В 1873г. торговый дом «Кунст и Альберс», а в 1897г. фирма «Чурин и КО?» построили две электростанции мощностью в несколько киловатт для освещения своих торговых центров. Эти мощности были ничтожно малы не только для такого города, каким был Владивосток, но и для центрального района города, где были расположены морской торговый порт, вокзал железной дороги и ряд небольших промышленных предприятий.
В конце XIX - начале XX вв. строительство крепости и города Владивостока замедлилось, так как правительство России основное внимание уделяло развитию более южных портов, чем Владивосток, - Порт-Артуру и Дальнему.
В этот период Владивостокскому городскому общественному управлению не удавалось изыскать средства на строительство электрических сооружений города: электрической станции, электросети, уличного освещения, трамвая и телефонизации.
И только после падения Порт-Артура и поражения России в русско-японской войне 1904-1905 гг. начало оживляться развитие Владивостока. Вновь развернувшееся строительство крепостных сооружений, складов и причалов военного и торгового морских портов, рост промышленного производства и грузооборота водного и железнодорожного транспорта привели к дальнейшему росту потребности в электроэнергии и создали необходимые экономические предпосылки для строительства во Владивостоке электростанции общего пользования.
Еще в октябре 1901 г. торговый дом «Кромптон и Швабе» предложил городскому управлению устройство на концессионных началах электрического освещения и трамвая на срок концессии 35 лет; затем этот срок увеличили до 38 лет.
Городская дума избрала особую комиссию, которая совместно со специалистами и подрядчиком должна была разработать технические проекты, а также проекты технических условий, договоров и условий концессии. Принято решение вместо 6 пародинамомашин по 250 действующих сил установить на станции паровые турбины. Место для установки станции было первоначально определено на Первой Речке площадью 200 кв. сажен, а для трамвайного депо в Жариковском овраге площадью 600 кв. сажен (район остановки транспорта «Дальзавод»). Затем расположение станции и депо поместили в Жариковском овраге, и окончательно было решено центральную станцию построить около Безымянной батареи на улице Тюремной, 20, а вагонное депо в Гнилом углу (на Луговой).
Городская управа для определения более правильного варианта стоимости электрических сооружений сделала запросы в Санкт-Петербург, Екатеринослав, Севастополь, Елисаветград, Варшаву, Пермь, Ригу, Киев, Хокадате. За образец была взята Пермская городская электрическая станция, а для сравнения стоимости трамвая в основу взяли санкт-петербургский за 1910 год и Екатеринославский за 1907 год. В Санкт-Петербурге трамвай показал большую прибыльность.
Гласный думы Матвеев Н. предложил: поскольку трамвай доходный, то его в концессию не отдавать, а если и отдавать, то на короткий срок.
Рассмотрев в конкуренции предложения фирм на строительство электрической станции и трамвая на концессионных началах, городская дума 22 марта 1906 г. приняла решение: электрические сооружения, электрическую станцию, электрическое освещение и трамвай как высокодоходные предприятия сооружать на средства города.
Во Владивостокскую городскую управу 15 октября 1907 г. поступило общее заявление торгового дома «Кунст и Альберс», акционерного общества «Всеобщая компания электричества» и общества заводов «Сименс-Шуккерт» (Берлин) о том, что они образовали финансовую группу с целью построить в качестве подрядчика проектируемые городом электрический трамвай и освещение. Причем в основу постройки и стоимости оборудования принимаются проекты, разработанные «Всеобщей компанией электричества» и фирмой «Сименс-Шуккерт» и представленные городской управе 21 августа 1907 г.
Договор на подряд от имени трех фирм городской управе предлагалось заключить только с одной фирмой - «Всеобщей компанией электричества». Сумма заказа 540000 руб.
На основании одобренных думой положений и объявленной городской управой конкуренции, наиболее приемлемыми оказались проекты, предложенные «Всеобщей компанией электричества» и фирмой «Вестингауз». Стоимость центральной электрической станции определилась в 196000 руб.
Согласно постановлению думы от 10 декабря 1907 г. № 1/8854 стоимость сооружения трамвая, электрического освещения и замощения улиц определилась финансовой комиссией в 646195 руб. Финансовой комиссии думы было поручено изыскать средства на эти цели. Техническо-строительной комиссии поручено ведение городских электрических сооружений, а также приглашение специалиста для детальной разработки проекта.
18 августа 1908 г. городская управа ввиду отказа соединенных фирм «Кунст и Альберс», «Всеобщей компании электричества» и «Сименс и Гальске» от устройства трамвая и освещения из-за несогласия с условиями, выработанными технико-строительной комиссией, предложила другим фирмам в 4-х месячный срок дать ответы на принятие подряда на сооружение трамвая.
В 1908-1909 гг. городская дума продолжила рассмотрение предложений по изысканию средств и сделала письменные запросы военному губернатору Приморской области, Министерству внутренних дел и Министерству финансов России на разрешение на получение кредита с приложением сметы расходов.
В 1910 г. в городское управление продолжают поступать заявления от обывателей и гласных об ускорении решения вопроса о сооружении в городе водопровода и городских электрических сооружений для устранения неудобств жизни из-за отсутствия воды, скорых дешевых средств сообщения (трамвая) по городу и из-за высокой цены электроэнергии частных электростанций и керосинового освещения. На первый план выдвигался трамвай. Во Владивостоке проживало уже более 90000 человек. Наконец, в начале 1911г. военный губернатор уведомил, что городская управа будет пользоваться кредитом в пределах, не превышающих общую сумму задолженности города, включая прежние займы и обязательства, а также сумму, причитающуюся по договору «Всеобщей компании электричества» за оборудование центральной электрической станции. Общая сумма расхода не должна превышать итога городских доходов за истекший 1910 год (1063150 руб. 37 коп.).
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7