Освещение в видеосъёмке
Рис. 1. Ледник при боковом освещении
Контровое (встречное) освещение желательно направлять снизу, чтобы в объектив не попадали прямые лучи. Оно дает очень глубокие тени. Объект изображается своим силуэтом. При выборе экспозиции по свету вокруг предметов образуется мягкий ореол, а при выборе экспозиции по тени на контуре объекта появляется четкая светлая кайма. Полупрозрачные предметы светятся изнутри. Для съемки блестящих и сверкающих объектов встречный свет лучше направлять параллельно их поверхности. Так, водная рябь или гладь красиво смотрится при низком встречном солнце.
Верхнее освещение дает короткие тени, вызывает ощущение жары. Самостоятельное применение такого света крайне ограниченно, требуется, по крайней мере, дополнительная фронтальная подсветка.
Спектр излучения источника света характеризуется его цветовой температурой. Ее значение численно равно температуре, до которой необходимо нагреть абсолютно черное тело, чтобы оно стало излучать свет такого же спектрального состава, как и характеризуемый источник. Смещение в красную область спектра означает понижение, а в синюю — повышение цветовой температуры. В качестве эталона белого света на телевидении принято значение 6500 °К.
Человеческий глаз хорошо различает цвета и днем, и при свете ламп, хотя объективно окраска предметов изменяется в зависимости от оттенка источника освещения и цвета поверхности. Белые детали приобретают цвет источника света, а цветные так изменяют свою окраску, что иногда бывает трудно заранее предугадать результат. Мозг корректирует восприятие, поэтому даже в сложных условиях освещенности мы можем и не заметить цветовых искажений.
Измерение цветовой температуры источника света в видеокамере основано на сравнении интенсивности красной и синей составляющих спектра излучения. Для автоматической установки баланса белого в памяти видеокамер заложены параметры многих источников света. Но при смешанном освещении или освещении источником света с прерывистым спектром излучения в работе автоматики могут появиться ошибки, и тогда белые поверхности уже не будут отображаться на экране белым цветом, а на всем изображении появится цветной оттенок.
Даже если баланс белого установлен правильно, цветовые характеристики освещения все же изменяют контраст и насыщенность изображения. Во-первых, поверхности, окрашенные в цвета, противоположные цветовому смещению источника света, выглядят темнее, чем при белом освещении, их цвет становится менее насыщенным. Так, под лампами накаливания теряют яркость голубые и синие части предметов, а под люминесцентными лампами дневного света (цветовая температура до 7500 °К) — красные, оранжевые и желтые поверхности. Синее смещение освещения делает губы человека почти черными, и лицо становится излишне драматичным. Во-вторых, поверхности, окрашенные в цвета, подобные цветовому смещению источника света, на экране становятся светлее, чем окружение. По этой причине прямое освещение лампами накаливания (цветовая температура 2500–3200 °К) делает лицо белого человека плоским и маловыразительным, так как губы осветляются и «расплываются».
Классический набор источников света
При съемке в студии количество осветительных приборов может достигать десятка. Освещением на съемочной площадке управляют светотехники, которым на другие дела просто не остается времени. Даже на природе естественные источники освещения часто дополняются искусственным светом. В любительской практике не все из нижеперечисленного легко использовать в одиночку, поэтому в случаях, когда одним источником света обойтись невозможно, желательно взять себе помощника по свету. Наиболее сложным делом является подсветка движущихся объектов.
Главные источники света обеспечивают минимально необходимые условия съемки. К ним относится основной (рисующий) свет и дополнительное освещение
Основной (ключевой, рисующий) свет предназначен для прорисовки общей формы объекта. При съемке на природе его источником может быть солнце. Свет прямой, наиболее интенсивный. Для обычной и самой продолжительной съемки ключевой свет надо направлять на переднюю часть объекта (лицо героя) сверху и сбоку (лучше слева) под углами азимута и высоты равными 45±15°. При другом положении солнца снимать людей с масштабом крупнее общего плана не желательно.
Дополнительные источники света используют для освещения теневых участков сцены, то есть для уменьшения контрастности изображения. При имитации природного освещения их спектральный состав может быть слегка смещен в холодные тона — в сторону цвета голубого неба. К дополнительным источникам света относится заполняющий, выравнивающий, фоновый и отраженный свет.
Заполняющий свет, равномерный и рассеянный, приходит со стороны камеры параллельно оптической оси, служит для подсветки теней, отбрасываемых деталями предмета на его поверхность. Это может быть свет, отраженный от больших светлых экранов, например от стены. На малых расстояниях источником заполняющего света станет встроенная в камеру осветительная лампа с подходящей спектральной характеристикой. Интенсивность света выбирается такой, чтобы контраст изображения получился в пределах 2–4 ступеней экспозиции.
Выравнивающий свет, рассеянный или направленно-рассеянный, направляется на переднюю поверхность объекта сверху под углом 30–60° и сбоку с теневой (противоположной основному освещению) стороны под углом 0–60°, применяется как дополнение для заполняющего света. Источником выравнивающего света могут служить облака или потолок и часть стены.
Фоновый свет подсвечивает задний план, придавая сцене глубину. В больших помещениях во избежание обратной тональной перспективы применение дополнительной подсветки фона обязательно. Источником фонового света на природе может являться небо. При съемке людей яркость фона надо делать выше яркости теней на лице, но ниже яркости его освещенной части.
Рефлексный (отраженный от снега, песка, потолка, стен и т. д.) свет приобретает окраску. Он смягчает тени на выпуклых или плоских частях предмета, позволяет дополнительно подчеркнуть объем объекта и передать особенности окружения. Имитируя с помощью компьютера соответствующие цветные рефлексы, можно подогнать архивные кадры к колориту текущей обстановки.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5