Общие вопросы методики преподавания физики
- развитие
- формирование и развитие у учащихся научных знаний и умений, необходимых и достаточных для понимания явлений и процессов, происходящих в технике, природе и быту.
- знание основ физических теорий
- умение использования этих знаний для решения стандартных и нестандартных задач
- овладение языком физики и умение его использовать
- формирования умения систематизировать результаты наблюдения, делать обобщения и оценивать их вероятность и границы использования.
- Планировать и проводить эксперимент, использовать измерительные вычислительные приборы, способы информационных технологий.
- Формирование научной картины мира
2. Воспитательные цели:
- формирование научного мировоззрения и диалектического мышления
- воспитание экологического мышления и поведения, трудолюбия и настойчивости
3. цели развития
- развитие логического мышления, умения пользоваться методами дедукции и индукции, анализа и синтеза, формулировать выводы и обобщения
- развитие умения экспериментировать, технически мыслить и в итоге развивать творческие способности
2.2 Структура и содержание курса физики.
Исторически курс физики строился по нескольким подходам:
1. Радиальный (линейный)
2. Концентрический
3. Ступенчатый
1. Предлагает систематическое и последовательное изложение всех курсов, разделов и тем. Пример: общий курс физики в институте.
Недостатки: нет постепенного нарастания трудности усвоения материала, что соответствует принципам возрастной психологии и дидактики.
2.Состоит из двух концентров:
- изложение всего материала на элементарном уровне
- изложение того же материала, но на более глубоком уровне физических теорий, обобщений абстракций и математического аппарата.
Недостатки: - уходит много времени, загромождается программа
- теряется интерес
3. Он объединяет радиальный и концентрический. От радиального он берет систематичность изложения, а от концентрического – учет возрастных особенностей. Впервые предложил Цингер в 1910. Он же издал книгу «начало физики».
Например, гидростатика в 7 классе, гидродинамика в 10 классе; закон Ома для участка цепи в 8 классе, а для полной цепи в 11 классе.
Требования к построению курса физики:
1. современным(отвечать современному уровню физики)
2. доступным
3. стабильным
При отборе материала на учебники необходимо основываться:
1. научность содержания
2. систематичность изложения
3. единство теории и практики
4. взаимосвязь курса физики с другими предметами
5. распределение по годам
Основной документ, который определяет объем и содержание курса физики – программа - это государственный документ.
Школы делятся на:
1. общеобразовательная с углубленным изучением физики
2. -----//--------//----------- с профильным обучением физики
3. гимназии и лицеи
Программы по физике строятся с требованиями предъявляемыми к средней школе и должны обеспечивать уровневую и профильную дифференциацию обучения. Концепция уровневой дифференциации предполагает выделение уровня обязательных результатов знаний, и на основе этого строятся высшие уровни овладения учебным материалом. Таких уровней три: А, В, С.(А – уровень обязательных результатов, В,С – высшие уровни).
Уровневая дифференциация предполагает дифференциацию по уровням трудности учебных заданий и требований к этим заданиям. Это не означает, что каждый уровень разный по объему материала. Объем материала для уровней одинаковый, а требования к результатам его усвоения разные. Основной материал учащиеся усваивают в классе, домашние задания дифференцируются. Для всех обязателен уровень А, а уровень В С по выбору обучающегося.
Обучение по физике предполагает две ступени:
1. 7-9 классы – называется базовый курс(тут тоже уровни А,В,С)
2. 10-11 классы – систематический курс профильного дифференцированого обучения (уровни А, В, С тоже присутствуют).
Для профильного дифференцированного обучения предусматривают разное количество часов по физике, различная глубина изложения материала, различный перечень заданий и упражнений, разделов и тем.
Типы (уровни профильных программ):
Курс А – курс общекультурной ориентации
Профили: гуманный
Исторический
Спортивный
Философский
Тут физику излагают на уровне общенаучных понятий и теорий и используют несложный математический аппарат.
Курс В – прикладной
Профили: физико-технический
Технический
Химико-технологический
Развитие конструкторских решений, умение использовать практические задачи и т.д.
Курс С – курс углубленного творческого уровня
Профили: физический
Физико-математический
Физико-химический
Более трудный математический аппарат, более высокий уровень физических обобщений, решение более сложных задач. В каждом профиле есть свои уровни.
Гуманитаризация обучения – это акцентирование внимания на преодоление жестокого отношения к природе и человеку.
При обучении физики нужно руководствоваться дейтельностным подходом, который предполагает подачу знаний учащихся не в готовом виде, а чтобы они самостоятельно учились добывать эти знания, обобщать, анализировать и выдавать творческое решение, т. е. Развивать творческое мышление.
ТЕМА3: Общие вопросы психологии дидактики
и методики обучения физики.
3.1 Психологические особенности процесса обучения физики.
Для успешного преподавания необходимо:
- знание основ физики, методики преподавания и общих психологических закономерностей процесса обучения и усвоения знаний (формирование умений и навыков, развития мышления, возрастные особенности, индивидуальное различие психического развития, направленность личности (отношение к труду, коллективу, учебе и самому себе), волевые и эмоциональные качества(самостоятельность, целенаправленность, инициативность, устойчивость чувств, глубина эмоциональных переживаний), особенности познавательной деятельности и умственное развитие (внимание, память и речь).
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12