Общие вопросы методики преподавания физики
- Берем линейку :
Нужно от большего значения отнять меньшее и разделить на количество делений, которое находится между этими цифрами.
- измерьте карандаш (здесь присутствует ошибка Паралакса, т.е. неправильное расположение взгляда). Для закрепления задайте что-либо измерить.
- Задание домой: измерить страничку книги, найти метод измерения диаметра бутылки, измерить цену деления градусника, барометра, часов и т.д.
ТЕМА 12: первоначальные сведения о строении вещества.
Урок1. Строение вещества. Молекулы.
Все разделы физики используют то, что вещество состоит из отдельных молекул.
Задача: Подвести учеников к пониманию о дискретном строении вещества.
1. Представление древних атомистов:
- все тела состоят из отдельных частиц
- между частицами имеются промежутки
- все частицы находятся в непрерывном движении
подвести детей к тому, что тела состоят из мельчайших частичек, и наоборот.
Чтобы познакомить с явлением, дети должны знать значение этого слова.
Молекула – “moles” и “cula” – массочка.
“moles”- масса, а “cula”-уменьшительный суффикс.
Атом –с греческого – неделимый.
Вещества бывают простыми и сложными. Простые состоят из одинаковых атомов, а сложные из нескольких атомов. Н2О-сложное вещество.
Пример: вещество состоит из мельчайших частиц. Как доказать? Поставим такой опыт – стакан с водой + сахар-рафинад=сладкую воду. Это объясняет то, что вещество состоит из мельчайших частиц.
Измерили размеры атома – 10-8см. (записать на доске обязательно). Нужно сравнить яблоко с землей для того, чтобы показать детям размер атома. Диаметр волосинки порядка 0,05 мм, т.е. размер атома в несколько млн раз меньше, чем размер волосинки.
Вопрос: как молекулы расположены между собой?
Опыт- 0,5 стакана воды + 0,5 стакана спирта, сливаем в стакан и получаем меньший объем, чем объем двух стаканов. Подводим к тому, что между молекулами есть промежутки, поэтому несоответствие объема.
С газами – духи.
С твердыми телами – штатив + шарик или стальной цилиндр + масло = при маленьком давлении ничего, при больших давлениях на стенках цилиндра появляются капельки масла.
Урок 2. Движение молекул. Диффузия.
Задача урока: движение – есть неотъемлемое свойство материи.
Когда говорим о диффузии, то приводим примеры:
- распространение газов
- чернило + вода
Именно диффузия – экспериментальное обоснование движения молекул. Тогда можно показать опыт: весы, колба Петри, уравновешиваем, в эту чашу капаем несколько капель эфира, получаем отклонение весов, но через определенное время они уравновесятся и в колбе ничего не будет. Испарение – пример диффузии.
Есть стекло и на него кладут лед, поливают воском, в результате воск меняет цвет через определенное время.
Значение диффузии:
- в консервных заводах используют явление диффузии
- питание растения благодаря диффузии
состав воздуха у поверхности атмосферы однороден – свойство диффузии.
Для того, чтобы стальные поверхности уплотнить, то их покрывают углеродом (цементация).
Вывод: молекулы и атомы любого вещества находятся в непрерывном движении, это подтверждает явление диффузии в газах, жидкостях, твердых телах.
Двигаются ли молекулы одинаково в разных телах?
, почему скорости различны? – массы разные.
Ребята, так почему же если скорость 2000м/с , то например запах духов доходит медленно скажем до последней парты? Потому, что при движении молекулы сталкиваются и направленного движения нет.
Опыт: модель броуновского движения.
Домашнее задание: проделать опыт: 2 стакана,
_
Цель домашнего задания: подготовка к следующему уроку.
Урок 3. Давление молекул и температура тела.
Расскажите, что вы получили?
Обобщаем и анализируем. Из опыта следует, что температура тела влияет на движение молекул.
Вывод: чем выше температура тела, тем быстрее происходит диффузия.
Опыт: горячая вода/холодная + кусочек сахара.
Урок 4. Взаимодействие (притяжение и отталкивание) молекул (атомов).
Если все тела состоят из молекул, в них есть промежутки, и они двигаются, то почему оно не рассыпается.
Опыт: весы с 2 чашами, к первой прикрепляем стеклянную пластинку на нитке. Подводим сосуд с водой, чтобы вода соприкасалась с пластинкой. Сколько гирек нужно положить, чтобы оторвать пластинку? Значит мы прикладываем силу.
Приводим к тому, что есть силы притягивания. Размеры атома - расстояние при котором начинается притягивание.
Примеры:
1. клей
2. присос
3. окраска ткани
4. сварка, спайка
Нужно показать, что молекулы не только притягиваются, но и отталкиваются.
Опыт: есть вода в стакане. Ее легко сжимать? – нет. Значит есть сила отталкивания.
На глубине 8 км в океане сжатие воды на 4%.
Если расстояние больше 10-8, то молекулы не взаимодействуют друг с другом.
ТЕМА 13: Формирование понятия физическая величина
в средней школе.
Физическая величина – это характеристика определенных свойств объекта (тело, система тел, состояние процессов, и явлений) в качественном соотношении одинаковые для всех объектов, а в количественном индивидуальны для каждого объекта.
Например, физическая величина ускорение характеризует быстроту изменения скорости со временем и это ее качественная характеристика одинакова для всех объектов. Однако для различных тел ее количественное отношение различно. (если ускоряется поезд и самолет, то их ускорение различны).
Термин «величина» применяется к характеристикам и свойствам в том случае, если их можно количественно определить, т.е. измерить. Такие характеристики, как цвет, запах, вкус в настоящее время не подлежат измерению, поэтому их нельзя назвать величинами, а только характеристиками или свойствами. ГОСТ не рекомендует использовать словосочетание : величина скорости, сила по величине и направлению, величина давления; слово «величина» в этих словосочетаниях лишнее, т.к. скорость, сила и давление есть величинами. Вместо термина физическая величина можно использовать термин величина только в том случае, если из контекста следует, что речь идет о физической величине, а не о математической. Можно использовать термин размер величины и значение физической величины.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12