Общие вопросы методики преподавания физики
4. неинтересное изложение материала учителем
5. отсутствие связи теории и практики
6. проблемы знания за предыдущие годы.
Выход: проблемность обучения, устраивать конкурс проектов, конкурс рефератов, техническое моделирование и конструирование.
3.4. Формирование умений и навыков в учебной работе.
Различают интеллектуальные умения:
- умение анализировать
- умение абстрагировать
- сравнивать
- синтезировать
практические умения:
- измерять
- вычислять
- собирать схему и т.д.
познавательные умения:
- умения самостоятельно приобретать знания
умение работать с книгой
умение наблюдения(выбрать объект, цель, наилучший способ наблюдения, сделать выводы).
Эксперимент включает наблюдение, измерение, вычисление, графические построения.
Организационное - умение планировать свою работу, организовать свое место, осуществлять самоконтроль за качеством работы.
Психологи (Гальперин) выделяют 3 типа ориентировочной основы действия и соответственно 3 типа ориентировки заданий.
1 ориентировочный тип задания:
есть образец действия и его конечный продукт. Учащиеся идут методом проб и ошибок. Задание выполняется, но действие остается неустойчивым.
2 тип:
дается образец действия и все указания по выполнению нового задания.
3 тип:
обучение учащихся такому анализу новых заданий, которое позволяет им выделить опорные точки и условия для правильного выполнения задания.
Исследования показали, что наиболее эффективным является обучение, основанное на поэтапном формировании умений. Например по такой схеме:
1. выполнение заданий по образцу. Учащимся дается полный алгоритм решения задания.
2. Реконструктивно- вариативные задания. Задание несколько изменяется, ноучащиеся используют знания, полученные при выполнении заданий по образцу.
3. Частично - поисковое задание. Перед учащимися ставится проблема самостоятельно решить некоторые части заданий.
4. Творческие задания. Полнейшая самостоятельность в выборе методов и соедств выполнения задания. Целью этих заданий является открытие либо новых знаний, которых учащийся раньше не знал, либо открытий мирового развития.
Необходимы критерии оценки уровня сформированности каждого вида умений.
1. Общие критерии по Гальперину и Леонтьеву:
- полнота выполняемых операций
- рациональная последовательность выполнения операций
- осознанность действия в целом
- обобщенность умений
На их основе определяют уровень сформированности умений.
3.5. Формирование физических понятий.
Понятие – єто знание наиболее общих существенных свойств (сторон) классов, предметов и явлений в действительности, а также знание существенных связей и отношений между этими предметами. В процессе познания понятия изменяется, они расширяются, углубляются и даже могут быть отброшены на каком-то этапе развития науки, и на их место приходят новые. (новые понятия – новая теория – новые понятия).
Источниками понятия являются:
· Жизненный опыт (наблюдения, опыты, и т.д.)
· Целенаправленное формирование понятий учителем
· Попутные источники (на других предметах он дополняет это понятие)
· Стихийное (чтение научно – популярной литературы, тv)
Ошибки учащихся:
ü Оперируют терминами, которые определяют это понятие, но не могут раскрыть его содержание, отделить существенные от несущественных,
ü не могут показать связи и отношения (отношение подчинения и соподчинения),
ü путают видовые признаки, относящиеся к общему роду (внутренняя энергия с признаками кинетической и потенциальной энергии),
ü не умеют классифицировать понятия.
Понятие – это первый этап формирования понятия, дальше идет его развитие (углубляется содержание, объем, связи отношения с другими понятиями)
Основные способы формирования понятия:
1. Традиционный : от чувственно – конкретного восприятия (наблюдения, опыты) к абстрактным (анализ, синтез) и далее от абстрактного к конкретному, общему мышлению. Пример : понятие «атом».
2. В начале дается определение понятия , а потом осуществляется его конкретизация и обобщение.
(первое используется на первой ступени обучения).
Этапы успешного формирования понятия на первой стадии обучения.
1. Выделение существенных признаков на основе работы с литературой, анализа графиков и схем, и фотографий
2. Синтез существенных признаков.
3. Уточнение признаков понятия в специально подобранных заданиях.
4. Выделение общего и особенного.
5. Установление связи и отношения
6. Использование этого понятия в решении физических задач.
7. Классификация понятия и систематизация.
Критерии оценки усвоения понятия:
Полнота усвоения содержания понятия (количество усвоенных признаков понятия)
Усвоение объема понятия
Полнота усвоения связи и отношений с другими понятиями
Умение оперировать этим понятием при решении задач.
Тема 4: Методы обучения физики.
4.1. Классификация методов обучения
Методы обучения – это способы деятельности учителя и учащихся в их взаимосвязанной, совместной работе, направленной на достижение умений обучения. Беседа, объяснение, рассказ, лекция, демонстрация опытов, иллюстрация, телепередача, видеозапись, учебные кинофильмы, работа учащихся с литературой : учебник, справочник, пособие; лабораторные опыты, наблюдение жизни, решение задач, работа с раздаточным материалом, фронтальный и индивидуальный опрос, письменные самостоятельная и контрольная работы, программированный (тестовый) контроль.
Методы классифицируют по:
I. Способу передачи информации от учителя к ученику
1. Вербальный (словесный) – беседа, лекция, рассказ. Работа с литературой.
2. Наглядный – демонстрации, модели, плакаты.
3. Практический – решение задач и лабораторные опыты.
II. По основным дидактическим задачам
1. метод приобретения знания
2. метод формирования умений
3. метод применения знаний
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12