Лекции по Концепциям Современного Естествознания (КСЕ)
01 лекция
Наука – часть культуры.
Черты современной науки:
- Наука общезначима, то есть полученные знания пригодны для всех людей на Земле.
- Язык науки – формулы и символы, которые понятны всем вне зависимости от национальности и языка.
- В любом научном исследовании присутствуют элемент незавершенности – Никогда нельзя знать до конца. Нет абсолютной истины!
- Наука внеморальна. Все, что исследуется морально и этически нейтрально. Учёный морален и отвечает за своё исследование.
- Преемственность. Новые знания всегда соотносятся со старыми.
- Наука достоверна: все научные выводы проходят неоднократную теоретическую и практическую проверку.
Динамика развития современной науки.
Развитие науки определяется внутренними и внешними факторами.
Внутренние – динамика развития самой науки внутри себя. (Отрицательный результат является результатом!) Скачкообразность развития науки (внутренний фактор).
Всегда имеется качественно отличие новой теории от старой (Может быть и полный отказ от теории [теплород]). Развитие происходит революционно!
Внешние – влияние государственной системы. Государство часто тормозит развитие науки.
Противоречивость современной науки.
Фрагментарность: изучение по частям, без влияния внешних факторов. Раньше способствовала развитию науки, теперь мешает. Анализ – прошлое, для современной науки характерен синтез, комплексность.
Примеры синтеза: биохимия, физхимия, экология.
Природе вредят незамкнутые циклы, например:
Крекинг нефти – бензин – ДВС – ВОЗДУХ!!!
Калифорнийский телескоп обошелся США в 18 миллиардов долларов.
В проект «Геном человека» ежегодно вкладывается 4-5 миллиардов долларов.
В развитых странах на науку затрачивается 3-4% ВВП. В РФ – 2,85% ВВП.
От развития науки зависит обороноспособность, производственный потенциал.
В XX-м веке объем научной информации удваивался каждые 10-15 лет, в XXI – 5-8 лет. Бурно сейчас развиваются биология, космонавтика.
В 1900-м году в мире было 100 тыс. учёных, а в конце XX в. было 5,5 миллионов – 1 из 800 землян.
Естествознание – это раздел науки, который изучает явления и законы природы.
Цель естествознания – описать, систематизировать и объяснить природные явления и процессы.
Найти причинно-следственную связь.
Основные: Механика, физика, химия, биология.
Смежные: физхимия, биохимия, биофизика.
Прикладные: Геохимия, география, палеонтология.
Концепции – это система взглядов на одну и ту же проблему с разных сторон. Современные концепции – это освещение наиболее перспективных направлений в естествознании.
Естественные науки – базисный фундамент экономики.
Общая характеристика естествознания
Естественные науки
| Технические науки | Математические науки. | |
| |||
Фундаментальные науки
| Прикладные науки | ||
| |||
Теоретические прикладные | Практические прикладные | ||
· Естественные науки направлены на познание природы.
· Технические науки направлены на преобразование природы.
· Математические науки – исследование знаковых систем (модели).
· Фундаментальные науки направлены на изучение базисных структур мира: физика, химия, астрономия, биология…
· Прикладные науки направлены на решение практических задач по результатам фундаментальных исследований.
· Теоретические прикладные направлены на изучение научно-теоретических вопросов (Физика металлов, физика полупроводников).
· Практические прикладные направлены на решение прикладных задач (Металловедение, полупроводниковая технология).
·
Прикладная наука выгоднее в плане субсидирования – даёт относительно быстрый оборот денег, поэтому субсидирование коммерческое тоже. Фундаментальные науки субсидируются только государством из-за больших сроков обращения (20, 50, 100 лет).
Сокращаются расходы на фундаментальные исследования.
Фундаментальные проблемы – проблемы, возникающие внутри самой науки, и разработка этих проблем поднимает науку на более высокий уровень развития, но извне может не требоваться.
Прикладные науки – основанные на требованиях извне.
Только фундаментальные исследования двигают науку вперед.
От государства выдвигается требование к фундаментальным наукам:
· Поддержка высокого уровня знаний в данной области науки.
Естествознание и религия – борьба духовное лидерство. Борьба исторически принимала очень жестокие формы. Преподавателями до XVI века были священнослужители. Первые светские преподаватели – Дарвин, Ломоносов.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25